вівторок, 31 січня 2012 р.

Дописують читачі

  При всем огромном уважении и любви к Ф. М. Достоевскому, некоторые его высказывания вызывали у меня непонимания и даже недоумения. Так, я совершенно не воспринял его идею о том, что со временем литература, как нечто придуманное, отомрет, потому что описание жизни реальных людей, реальных событий, мастерски изложенное, может оказаться несравнимо интересней и фантастичней любой измышленной из головы выдумки. За дословность не ручаюсь, но смысл примерно такой. И вот, прочитав "Дневник" А. Франк, кажется, начал понимать и это утверждение.
Сюжет книги предельно прост. Во время фашисткой оккупации Амстердама две еврейские семьи (8 человек) около 2 лет прячутся в здании фабрики, в специально оборудованном для этой цели тайнике (сейчас бы сказали - схроне), состоящем из нескольких комнат.  Почему прячутся - понятно - кто же хочет в концлагерь, а то и в газовую камеру. Семьи обеспеченные, поэтому расположились относительно комфортно, с регулярной доставкой продуктов питания и т. д. В общем - жить можно, выходить нельзя. И вот, с самого начала этой игры в прятки со смертью, 13-летняя  девочка Анна Франк начинает вести дневник, и ведет его в течение почти всего вынужденного своеобразного подполья - с июня 1942 года по август 1944, почти до самого ареста. Сначала ведет для себя, потом, услышав по лондонскому радио выступления нидерландского министра просвещения в изгнании, который говорил о том, что после войны необходимо будет собрать и опубликовать все документальные материалы про страдания народа во время фашистской оккупации, в том числе и дневники, решила переработать его в такую форму, чтобы после войны можно было на этой основе издать книгу.
День за днем (иногда в виде писем к вымышленной подруге Китти ) описывает она и свою жизнь , и жизнь находящихся рядом с ней, описывает свои чувства , переживания, мысли, сомнения, надежды,страхи. И делает это с такой искренностью, откровением, чистотой, с такой наблюдательностью и умом, что создается впечатление, что ты надел шапку-невидимку и все время находишься и рядом с ними и в душе самой девочки.
  Живут две  семьи в течении двух лет, в замкнутом пространстве, в сложных бытовых условиях, с невозможностью избежать ежедневных контактов. Разумеется, в таких условиях появляются и раздражение, и обиды, и неприязнь друг к другу. "Легко любить все человечество,но трудно полюбить соседа по лестничной площадке". Но девочка растет, вступает в переходной период, физиология начинает заявлять свои права, появляется необходимость кого-нибудь любить. Разумеется, кого же еще можно полюбить, кроме того, кто рядом и кто вообще единственный подходящего возраста из окружающих? Им оказывается мальчик  из другой семьи.И это описано так ярко, гармонично и талантливо, что нет никаких сомнений -останься она жить и  в мире было бы на одного замечательного писателя больше.
 Неудивительно, что долгое время не могли поверить, что написать такое способен подросток, считали дневник фальсификацией, но его подлинность полностью доказана.
 Жалко, что я не читал эту замечательную книгу раньше и хорошо, что я ее все же прочел.
 Кто-то сказал, что после Освенцима невозможно будет писать стихи. Разумеется, пишут( иногда даже кажется,что пишут больше,чем надо). Но вот воспринимать после этой книги просто художественную литературу так, как это было раньше, мне действительно какое-то время будет трудно.
 А закончилось все очень печально. Выдал их кто-то из своих, из тех, кто помогал прятаться, но кто именно-установить так и не удалось. Произошло это накануне освобождения города ( достаточно сказать, что в лагерь смерти их вывезли последним транспортом, который отправили из Нидерландов ). Все восемь человек попали именно в Освенцим ( самый жуткий, а поэтому и самый жуткий символичный лагерь смерти  2-й мировой войны. Но погибла Анна Франк в другом лагере, куда ее перевели позднее и где бушевала эпидемия тифа , от которого она и умерла всего за 1,5 месяца до освобождения его англичанами. Из всех выжил только отец девочки, которому после войны передали ее дневник  и который потратил все оставшиеся силы ,чтобы он был опубликован.
  Читая "Дневник" А. Франк, я все время вспоминал дневник Марии Башкирцевой, жившей в XIX веке, в совершенно других условиях, но также необычайно талантливой девушки (несколько ее картин до сих пор хранятся в Лувре) и также умершей в молодом возрасте от неизлечимой в то время болезни-от туберкулеза.
   Трогательны их девичьи мечты о будущем, наивная вера, что все у них сложится на удивление счастливо, прожитые годы не успели разочаровать, они умерли молодыми, не успев осознать, что жизнь, как правило, жестоко разбивает иллюзии и большинство из них уже к середине пути оказываются у разбитого корыта.
 Рано умерли,ни на что особенно не претендовали , но навсегда вошли и в историю мировой культуры, и в нашу память.И их не существующая жизнь куда важнее для нас,чем реальная жизнь многих наших руководящих соотечественников ,про которых иногда думается :"Ребята, как хорошо было бы для всех, если бы вы либо вообще не рождались, либо поскорее умерли".  
          
                                                                                                                  С.В. Тверезовский.
 

Немає коментарів:

Дописати коментар